Массаж для грудничков

Сейчас только четверо из 100 детей рождаются полностью здоровыми. Обстоятельств тому большое количество, но в случае если кроха не попал в радостные 4%, анализ приведших к этому событий уже не окажет помощь. Что же делать? Не отчаивайтесь! Регулярные занятия массажем и гимнастикой вернут и укрепят здоровье вашего младенца. Причем чем раньше вы начали функционировать, тем отличных показателей удастся вам добиться.

Необходимы ли грудничку массаж и гимнастика?

Единственный метод услышать грамотный ответ на данный вопрос — задать его доктору. Массаж и гимнастика необходимы, в случае если:

  • Беременность у матери протекала с осложнениями и внутриутробной гипоксией плода, имелись родовая травма, недоношенность, перинатальная энцефалопатия;
  • Ребенок чрезмерно возбудим и плаксив либо, напротив, вял и вял, не хорошо ест, довольно часто болеет;
  • Неизменно срыгивает, но наряду с этим хирург не находит у малыша патологии желудка;
  • Eго голова в основном развёрнута влево либо вправо, и ваш внимательный взор с тревогой подмечает, что у него искривляются черты лица;
  • Взятый под мышки ребенок «шагает», ставя ножки на носки, перекрещивая их;
  • Ребенка, лежащего на спине, вы сажаете, удерживая за кисти рук, и наряду с этим его руки не распрямляются, а остаются согнутыми в локтях В первую очередь и до конца движения;
  • Eго ягодичные складки либо складочки на внутренних поверхностях бедер несимметричны;
  • У малыша «мраморная» кожа, ступни и ладони неизменно мокрые и холодные;
  • Ребенок отстает в физическом развитии, медлительно осваивает двигательные навыки (не хорошо держит голову, долго не поднимается на четвереньки, не сидит в полгода).

Из-за чего массаж и гимнастика оказывают помощь грудному ребенку?

Ежедневно в организме младенца происходят морфологические и физиологические сдвиги. Влияя на мускулы и кожу ребенка, не связанные, казалось бы, с его внутренними органами и системами, массажист как бы дергает за невидимые чудесные нити и с их помощью добивается нормализации нарушенных функций. В первую очередь это относится к нервной системе.

В чем содержится механизм действия массажа и гимннастики?

Массажист воздействует на рецепторы кожи, мышц и суставов, а в коре головного мозга появляются импульсы, каковые распространяются на соседние участки, важные за самые разные функции организма. Конкретно в коже массаж приводит к обновлению эпителия, а в комплексе с гимнастикой улучшается кровоснабжение массируемого участка, активизирует лимфоток и стимулирует обмен веществ. Массаж живота, к примеру, нормализует функции желудочно-кишечного тракта.

Гимнастика развивает суставно-мышечный аппарат, вырабатывает у ребенка верные, физиологически наиболее рациональные стереотипы движения. Массаж и гимнастика привносят новый поток ощущений в жизнь младенца, которая через чур однообразна, особенно в первые месяцы. Кроха получает нужный ему стимул к психическому формированию, не говоря уже о физическом. Помимо этого, занятия каждый день в одно да и то же время приучат малыша к режиму и определенному ритму жизни. На протяжении массажа и гимнастики совершенствуются механизмы терморегуляции, ребенок принимает воздушную ванну и закаляется.

Возможно ли обойтись без массажа и гимнастики?

В случае если доктор назначил ребенку массаж и лечебную гимнастику, а вы решили не принимать его слов действительно, это ошибка, о которой потом придется весьма пожалеть. Не устраненный своевременно гипертонус затормозит развитие двигательных навыков — а это двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушения осанки и походки. Таковой кроха вряд ли станет желанным участником детских игр — значит, начнет ощущать себя отверженным, неполноценным, будет мучиться его психика. Вдобавок он еще посильнее отстанет в двигательном развитии — так как коллективные детские игры никакими шведскими стенками и тренажерами не заменишь!

Не устраненная посредством массажа задержка двигательного развития замедлит формирование интеллекта: кроха, который к полугоду не обучился сидеть, должен часами обозревать квадрат потолка, тогда как сидя разглядывал бы множество новых превосходных вещей около. Неумение ползать и ходить, в то время, когда пришла пора, углубляет данный «интеллектуальный» голод, задерживает освоение ребенком окружающего мира.

«Массаж? Да я сама его свободно сделаю!» — мам, склонных к данной мнению, нужно будет разочаровать. Дабы стать массажистом (как и пианистом!), необходимо, дабы умелый «маэстро» «поставил» руки. И без основательной медицинской подготовки довольно часто не обойтись. Квалифицированно делают массаж доктора-методисты ЛФК, прошедшие особую подготовку средние медицинские работники. Их лучше и пригласить. Но в случае если (не редкость, к сожалению) родители и ребенок предоставлены сами себе: в поликлинике полугодовая очередь на массаж, а платного эксперта домашний бюджет не осилит либо его нет в вашем поселке либо деревне, нужно будет заниматься с малышом самостоятельно. Вам в помощь -адаптированные методики некоторых упражнений.

  • У новорожденного тяжёлая задача — приспособиться к миру, в который он попал. Исходя из этого в первый раз 4 недели доктора не осложняют жизнь этих крох дополнительной нагрузкой. К ним приступают на втором месяце, причем по окончании полугода значение массажа неспешно отходит на второй план, и все больше времени начинает занимать гимнастика.
  • Нехорошее самочувствие ребенка — безотносительное противопоказание к занятиям! Подождите, пока он совсем не выздоровеет.
  • В большинстве случаев детям нравятся массаж и гимнастика. Они легко усваивают упражнения и, становясь старше, старательно «оказывают помощь» вам. В случае если же кроха сначала покажет неудовольствие, не расстраивайтесь. Отвлеките его игрушкой, успокойте нежным словом, возьмите на руки. Придется показать терпение: ребенок войдет в ритм занятий и привыкнет к процедурам неспешно. А «невзлюбил» какое-то конкретное упражнение — делайте его последним либо сократите число повторений. Не усердствуйте чрезмерно — неприятные ощущения, а тем паче боль младенец запомнит на долгое время. Покраснение кожи, если оно появляется под вашими руками, должно быть умеренным и равномерным. Никаких красных пятен и уж, само собой разумеется, синяков на детском тельце оставаться не должно!
  • Занятия хороши каждый день по утрам, за час до кормления либо через два часа по окончании него, при температуре 20-22°С, в яркой, хорошо проветренной комнате без сквозняков.
  • Делайте массаж и гимнастику на пеленальном столе, к которому возможно вольно подойти с трех сторон.
  • Приступая к занятиям, шепетильно вымойте руки с мылом. Снимите часы, кольца, браслеты -то, чем возможно поцарапать. На ваших руках не должно быть ран и ссадин, ногти направляться кратко остричь.
  • Мази и кремы не применяйте.
  • Ребенок остается голеньким на протяжении массажа, первой части комплекса. А вот для гимнастики экипируйте его, как настоящего спортсмена, — в рубашечку либо футболочку с маленькими рукавами и трусики либо памперсы.

Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит животом на надувном мяче; ноги согнуты в виде «лап лягушки» и прижаты к мячу. Ваш ассистент удерживает ноги малыша в этом положении, а вы берете ладошки ребенка в свои руки и тянете его на себя, по окончании чего возвращаете в исходное положение. Повторите 10 раз. Не забудьте постелить на мяч пеленку!

И. п. как в упражнении 1. Ваш ассистент расправляет ладошки ребенка, дабы все пальчики стали прямыми, и прижимает их к мячу. Вы держите малыша за голени и тянете их на себя, после этого возвращаете его в и. п. Повторите 10 раз.

И. п. как в упражнении 1. Ладошки малыша прижаты к мячу вашим ассистентом, который удерживает его, а ваша задача -взять в руки стопы ребенка и, поворачивая его на мяче вниз, поставить стопы на горизонтальную поверхность застеленного пеленкой стола. Тело малыша остается на мяче, вы же следите за тем, дабы опора была на всю стопу: поджатые пальчики необходимо расправить. Запрещено ставить малыша на внутренний либо наружный края стоп. Соприкосновение стоп с поверхностью стола краткосрочно: не задерживаясь, переведите мяч в исходное положение. Повторите 10 раз.

И. п. как в упражнении 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч, дабы кроха коснулся поверхности стола раскрытыми ладошками. Следите, дабы он не ударился лбом! Повторите 10 раз.

Ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете из стороны в сторону и вперед-назад — по 10 раз в каждом направлении. Упражнение содействует расслаблению мышц.

Если вы увидели, что кроха неизменно выгибается вправо либо влево, лежа на животе либо на спине, другими словами тонус мышц с одной стороны выше, чем с другой, делайте упражнение 6.

Ребенка положите боком на мяч: если он выгибается вправо -на правый бок, в случае если влево — на левый. Плавно покачивайте мяч вдоль оси тела ребенка. Повторите 10 раз.

Упражнения на мяче оказывают помощь крохе расслабиться и облегчают предстоящий массаж.

Массаж спины для грудничков

Застелите стол сложенным многократно байковым одеялом и поверх него положите пеленку. Скатайте валик из плотной пеленки и подложите под грудь ребенка. Ваш ассистент вытягивает вперед руки малыша, прижимая их к поверхности стола расправленными ладошками.

1. ПОГЛАЖИВАНИЕ делают тыльной стороной сомкнутых пальцев снизу вверх по спине, начиная с ягодиц, каковые также массируют. Повторите 5-6 раз.
2. РАСТИРАНИЕ делают тыльной стороной сомкнутых пальцев, их средними фалангами, круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. Повторите 4 раза.
3. ПОГЛАЖИВАНИЕ (см. упр. 1).
4. РАЗМИНАНИЕ Костяшками сомкнутых пальцев делайте спиралеобразные движения снизу вверх по спине. Повторите 3-4 раза.
5. Завершите массаж спины ПОГЛАЖИВАНИЕМ (см. упр. 1).

Массаж рук для грудничков

Массируют лишь наружную поверхность рук — сперва плеч (между локтевым и плечевым суставами), после этого предплечий (между лучезапястным и локтевым суставами).

Массаж для грудничков

1. ПОГЛАЖИВАНИЕ делают снизу вверх ладонной поверхностью сомкнутых пальцев. Повторите 5-6 раз.
2. РАСТИРАНИЕ — в том же на правлении и порядке. Повторите 5-6 раз.
3. ПОГЛАЖИВАНИЕ (см. упр. 1).
4. РАЗМИНАНИЕ, как при массаже спины, делают снизу вверх. Повторите 3-4 раза.
5. ПОГЛАЖИВАНИЕ (см. упр. 1).

Дыхательная гимнастика для грудничков

Массаж для грудничков

Исходное положение — на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и скрестите его руки у него на груди, попеременно располагая сверху то левую, то правую. Повторите 4 раза. После этого в один момент поднимите руки вверх, заведите их за голову ребенка так, дабы они легли на поверхность стола параллельно друг другу. После этого опустите руки, вытянув их вдоль бедер. Повторите 4 раза.

Массаж живота для грудничков

Ладонью правой руки делайте КРУГОВЫЕ ПОГЛАЖИВАНИЯ живота по часовой стрелке 10-12 раз.

Массаж ног для грудничков

Методика и последовательность те же, что и при массаже рук. Массировать необходимо лишь передне-наружные поверхности бедер и голеней.

Упражнения для грудничков

Упражнения для ног

Исходное положение — на спине.

Массаж для грудничков

1. Согните ножки малыша в тазобедренных и коленных суставах, сомкните их, сблизив голени. Ваш большой палец придерживает колено, а четыре пальца сбоку обхватывают таз ребенка. Расположив так свои руки на ножках малыша, выполните повороты таза в стороны. Повторите по 10 раз в каждую сторону.
2. Левую руку и правую ногу младенца поочередно сгибайте и разгибайте 10 раз. После этого проделайте то же самое с его правой рукой и левой ногой.
3. Разведение ног в тазобедренных суставах. Повторите 10 раз. Ваши усилия, преодолевающие сопротивление ребенка, должны быть умеренными. У детей это упражнение — не из любимых.

Внимание! Детям с дисплазией тазобедренных суставов делать упражнения для ног возможно лишь с разрешения доктора-ортопеда.

Повороты со спины на пузо

Исходное положение — на спине. Ваш ассистент поднимает вверх правую ручку ребенка и удерживает ее в таком положении. Вы берете левую ручку малыша в свою левую руку, а правой держите правое бедро ребенка. Ассистент прижимает к столу ладонь правой вытянутой руки ребенка, расправляя пальчики. Вы перекидываете его левую ножку через правую, и кроха поворачивается на животик. Сделайте по 10 поворотов вправо и влево.

Ползание на животе

Исходное положение — на животе. Ваш ассистент берет ребенка за руки, вы — за ноги. Ассистент вытягивает вперед правую ручку малыша, расправляя пальчики и прижимая ладошку к поверхности стола. Вы сгибаете левую ножку ребенка и подтягиваете ее к животику. После этого то же проделываете с левой ручкой и правой ножкой младенца, по окончании чего возвращаетесь к прошлому движению. Так делают 10-20 «ползающих» движений. В случае если кроха не хорошо держит голову, вам пригодится еще один ассистент, который будет поддерживать ее ладонями с боков так, дабы голова ребенка находилась по средней линии.

Начиная с 4 месяцев ребенок должен освоить следующие движения: присаживание, присаживание, держась за палочку, стояние на четвереньках, приседания и наклоны на палочке.

Исходное положение — на спине. Ручки малыша вытянуты вдоль туловища. Ваш ассистент прижимает ладошку правой руки ребенка к столу в нескольких сантиметрах от его тела. Вы одной рукой придерживаете ножки малыша, дабы они не сгибались и не отрывались от стола, а другой приподнимаете его за спинку и заставляете сесть с опорой на правую ручку. Туловище младенца наряду с этим легко отклоняется вправо, ручка мало сгибается в локте. Так вы обучаете ребенка садиться. Освоив стереотип этого движения, он будет делать упражнение все более деятельно и к шести месяцам сможет обходиться без вашей помощи. Делайте 10 присаживаний с опорой на правую ручку и столько же с опорой на левую.

Присаживание посредством палочки

Исходное положение — на спине. Пальцы обеих рук малыша (громадные — снизу, остальные — сверху) охватывают палочку диаметром 2-3 см.

Потому, что ребенок в большинстве случаев держится через чур слабо и в любую секунду может отпустить палочку, придерживайте его кулачки своими руками, в один момент заставляя оторвать его спину от стола и присаживая малыша. Ваш ассистент фиксирует ножки младенца, как в прошлом упражнении. В один момент он должен следить за тем, дабы ребенок не ударился затылком о поверхность стола, ложась на спину. Повторите 10 раз.
Стояние на четвереньках

Исходное положение — на животе. Подведите свою ладонь под грудь малыша, приподнимая его, а другой рукой согните его ножки в коленных и тазобедренных суставах. Сейчас ассистент прижимает расправленные ладошки ребенка к поверхности стола на ширине плеч. Разрешите ему побыть в данной позе около минуты. Сначала, в то время, когда реакции равновесия еще не выработались, крохе будет тяжело сохранить положение на четвереньках, но с течением времени приходит устойчивость.

Приседание на палочке

Положите палочку на стол, накройте ее многократно сложенной пеленкой. Возьмите ребенка под мышки. Пускай ваш ассистент установит ножки малыша на ширине плеч так, дабы палочка размешалась строго посередине между его носками и пятками. На протяжении приседаний стопы не должны смещаться. Повторите 10 раз.

Наклоны на палочке

Стопы малыша фиксируют, как в прошлом упражнении. Левой рукой придерживайте спереди ножки ребенка, дабы они не сгибались в коленях, а правую подведите под грудь и пузо. Наклоните туловище ребенка. Повторите 10 раз.

Ползание на четвереньках

Выполняется с шестимесячного возраста. В случае если в полгода ребенок сам еще не следует на четвереньках, необходимо подождать делать упражнения до того момента, в то время, когда он обучится этому. Методика ползания на четвереньках такая же, как ползания на животе.

Благотворно воздействует на вестибулярный аппарат и вегетативную нервную систему. Возьмите диск «Здоровье» либо «Грация», положите на него многократно сложенную пеленку, поставьте сверху тазик — нужно железный, средних размеров. Выстелите тазик изнутри одеялом и пеленками так, дабы кроха имел возможность расположиться в нем полулежа, как космонавт в своем кресле. Плавно, без толчков вращайте тазик по часовой стрелке 30 секунд. Остановив, взглянуть в глаза ребенка: его глазные яблоки совершают колебания в горизонтальном направлении. Не пугайтесь — это нистагм, обычное физиологическое явление, появляющееся у любого, кто наблюдает из движущейся кабины на неподвижную окрестность. Подождите, пока нистагм провалится сквозь землю, и вращайте тазик в противоположную сторону еще полминуты. В будущем неспешно увеличивайте время вращения до 5 мин..

Ковалев Д.В. — Здоровье 1996, № 8, 9

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *